Завершенные проекты Развитие надпредметных компетенций молодежи через программу "Социальный менеджмент"

Описание проекта

Программа «Развитие надпредметных компетенций молодежи через программу "Социальный менеджмент"» была реализована КРМОО Центром «Сотрудничество» на средства Министерства экономического развития Российской Федерации в 2014 – 2016 году.

Цель программы: повышение качества деятельности в сфере реализации социальных практик молодежи не менее 85 СО НКО, работающих в области дополнительного образования и развития молодежи, в 5 регионах СФО.

Целевой группой заявленной программы стали социально ориентированные некоммерческие организации, работающие с детьми и молодежью из Красноярского края, Республики Хакасия, Томской, Иркутской, Кемеровской областей. Через участие в вебинарах присоединились участники из следующих регионов: Ивановской, Новосибирской, Омской, Пензенской, Самарской, Саратовской областей и Республики Татарстан. В ходе реализации программы расширилась география участников с запланированных 5 до 12 регионов, к участию в программе к СО НКО присоединились школы, ВУЗы, техникумы.

Реализация программы «Развитие надпредметных компетенций молодежи через программу "Социальный менеджмент"» позволила СО НКО получить новую комплексную программу работы с молодежью, провести анализ системы своей работы с молодежью, провести подготовку групп молодежи и инициировать социальные практики в местных сообществах, рассмотреть возможности участия в местных и региональных грантовых программах для поддержки инициатив молодёжи.

Мероприятиями программы удалось охватить более 270 специалистов и добровольцев из 86 СО НКО; 3941 молодых человека приняли участие в занятиях/мероприятиях по программе «Социальный менеджмент» в 5-ти Сибирских регионах; 8 СО НКО получили грантовые средства на реализацию своих проектов; 65% опрошенных участников программы внесли качественные изменения в работу с молодёжью; у 7 % - появились партнерские инициативы с другими участниками семинаров.

За время реализации программы проведены следующие мероприятия:

·        консультационная/информационная поддержка участников;

·        методическое пособие "Социальный менеджмент" было доработано и опубликовано;

·        7 семинаров для СО НКО в Красноярске (февраль, апрель, июнь 2015 и февраль, июнь, ноябрь 2016);

·        семинар в Республике Хакасия (март 2015);

·        семинар в Томской области (апрель 2015);

·        семинар в Иркутской области (март 2016);

·        семинар в Кемеровской области (апрель 2016);

·        5 вебинаров, по следующим темам: «Проектная деятельность в работе с молодежью», «Расширяем пространство школы через партнерство», «Важные аспекты в работе с родителями», «Управление развитием образовательного учреждения через использование инструмента самооценки», «Занятие для молодежи: секреты успеха» (ноябрь – декабрь 2015);

·        мониторинг (декабрь 2014 – октябрь 2016);

·        Форум «Развитие надпредметных компетенций молодежи: технологии подходы, практики» (ноябрь,2015); Информационный журнал по итогам Форума

·        Форум «Развитие молодежи: навыки для будущего» (октябрь, 2016); Информационный журнал по итогам Форума

         Фокус-группа для участников программы (октябрь, 2016). 

По прошествии 3 – 5 месяцев после семинаров проводился мониторинг, в рамках которого респондентов спрашивали о том, используют ли они полученные знания на практике, что было самое ценное, в чем помог семинар. Приведу в качестве примера несколько ответов:

·        Введение стандартов нового поколения устанавливают и новые требования к результатам обучающихся. Прежде всего, нам необходимо было создать условия для «формирования уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик». И если с реализацией предметных и метапредметных результатов больших вопросов не возникало, то при реализации личностных результатов возникали затруднения в части выбора современных форм и техник, позволяющих сформировать «освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций…». Ответы на эти вопросы нам дал семинар «Социальный менеджмент», а именно модули «Общество. Местное сообщество», «Успех, судьба, карьера», «Навыки принятия решений», «Основы проектной деятельности», «PR-сопровождение проекта», «Вовлечение сообщества в проектную деятельность».

·        Ценными для нас стали модули «Эффективные коммуникации», «Работа в команде», позволяющие по-новому подойти к формированию коммуникативных компетентностей обучающихся.

·        Родился замысел новой программы по проектированию, рабочей программы внеурочной деятельности в условиях ФГОС, материал для занятий со студентами и педагогами в рамках семинаров и КПК.

·        Участие в семинаре дало возможность увидеть сильные стороны молодежи, как социального слоя общества. В копилку к игровым технологиям я добавила различные игровые моменты и приемы из семинарского занятия.

·        Переработали образовательную программу по работе с волонтерами, на основе полученных знаний на семинаре.

·        Благодаря проведению работы в образовательном учреждении по программе «Социальный менеджмент» стало меняться поведение асоциальных ребят в позитивном направлении; классные руководители и родители этих подростков уже заметили изменения в их поведении и отношениях с окружающими.

·        Стало интереснее проводить занятия, учащиеся с удовольствием приходят на них. Также другие взрослые берут на заметку проведение мероприятий. Легко общаться, решать общие проблемы.

·        Общение с учащимися стало более интересным. Обучилась основам тренерских навыков, так как программа подразумевает другой вид отношений между учеником и педагогом. Научилась организовать обсуждение в группах, задавать вопросы, выстроить ход занятия с учетом индивидуальных характеристик группы и условий.

·        Стараюсь не навязывать свои идеи, давать больше самостоятельности. Убедилась, что дети действительно многое могут делать сами и планировать свою деятельность. Запустили 2 проекта, сейчас идёт реализация.

·        Интерактивные приемы позволили по-новому подойти к формированию коммуникативных компетентностей обучающихся, сформировали умения работать в команде.

Самые востребованные содержательные модули программы «Социальный менеджмент», которые использовали участники:

1. Работа в команде – 26 %;

2. Эффективные коммуникации – 20 %;

3. Успех, судьба, карьера – 17 %;

4. Копилка игр для ведущего – 14 %

5. Основы проектной деятельности – 13 %

6. Другие модули – 10 %.

Отзывы, молодых людей в возрасте от 12 до 30 лет, участников программы «Социальный менеджмент», проводимой специалистами по работе с молодежью, прошедшими обучение на тренингах КРМОО Центр «Сотрудничество».

Алёна, 14 лет: На занятиях по программе «Социальный менеджмент» мы замечаем, что нам не бывает скучно. В хорошей компании быстро и весело выполняем самое трудное дело. С помощью различных заданий мы смогли узнать друг о друге больше, и у нас получилась отличная команда. Которая я думаю, в дальнейшем станет маяком нашей детской организации «Ровесник».

Алексей, 15 лет: Когда шел на первое занятие думал, что просто отдохну, развлекусь. Оказалось, что пришлось много работать, прежде всего, над собой. Некоторые задания ставят в тупик, но через какое-то время начинаешь соображать, что нужно делать. Узнал, что на любую проблему можно посмотреть с нескольких сторон и всегда есть выход и выбор. Мне было интересно. Расскажу об этом одноклассникам, которые не были на тренинге.

Ольга, 16 лет: После тренинга задумалась о своем будущем более серьёзно. Самое главное, я поставила перед собой конкретную цель и запланировала, что мне нужно сделать для её достижения. Хочу продолжения!

Ира, 15 лет: Узнала много полезной информации, с которой обязательно поделюсь с друзьями. Было много упражнений, время пролетело быстро, но с пользой. В жизни мне это точно пригодится!