Описание проекта
Программа «Развитие надпредметных компетенций молодежи через программу "Социальный менеджмент"» была реализована КРМОО Центром «Сотрудничество» на средства Министерства экономического развития Российской Федерации в 2014 – 2016 году.
Цель программы: повышение качества деятельности в сфере реализации социальных практик молодежи не менее 85 СО НКО, работающих в области дополнительного образования и развития молодежи, в 5 регионах СФО.
Целевой группой заявленной программы стали социально ориентированные некоммерческие организации, работающие с детьми и молодежью из Красноярского края, Республики Хакасия, Томской, Иркутской, Кемеровской областей. Через участие в вебинарах присоединились участники из следующих регионов: Ивановской, Новосибирской, Омской, Пензенской, Самарской, Саратовской областей и Республики Татарстан. В ходе реализации программы расширилась география участников с запланированных 5 до 12 регионов, к участию в программе к СО НКО присоединились школы, ВУЗы, техникумы.
Реализация программы «Развитие надпредметных компетенций молодежи через программу "Социальный менеджмент"» позволила СО НКО получить новую комплексную программу работы с молодежью, провести анализ системы своей работы с молодежью, провести подготовку групп молодежи и инициировать социальные практики в местных сообществах, рассмотреть возможности участия в местных и региональных грантовых программах для поддержки инициатив молодёжи.
Мероприятиями программы удалось охватить более 270 специалистов и добровольцев из 86 СО НКО; 3941 молодых человека приняли участие в занятиях/мероприятиях по программе «Социальный менеджмент» в 5-ти Сибирских регионах; 8 СО НКО получили грантовые средства на реализацию своих проектов; 65% опрошенных участников программы внесли качественные изменения в работу с молодёжью; у 7 % - появились партнерские инициативы с другими участниками семинаров.
За время реализации программы проведены следующие мероприятия:
· консультационная/информационная поддержка участников;
· методическое пособие "Социальный менеджмент" было доработано и опубликовано;
· 7 семинаров для СО НКО в Красноярске (февраль, апрель, июнь 2015 и февраль, июнь, ноябрь 2016);
· семинар в Республике Хакасия (март 2015);
· семинар в Томской области (апрель 2015);
· семинар в Иркутской области (март 2016);
· семинар в Кемеровской области (апрель 2016);
· 5 вебинаров, по следующим темам: «Проектная деятельность в работе с молодежью», «Расширяем пространство школы через партнерство», «Важные аспекты в работе с родителями», «Управление развитием образовательного учреждения через использование инструмента самооценки», «Занятие для молодежи: секреты успеха» (ноябрь – декабрь 2015);
· мониторинг (декабрь 2014 – октябрь 2016);
· Форум «Развитие надпредметных компетенций молодежи: технологии подходы, практики» (ноябрь,2015); Информационный журнал по итогам Форума
· Форум «Развитие молодежи: навыки для будущего» (октябрь, 2016); Информационный журнал по итогам Форума
Фокус-группа для участников программы (октябрь, 2016).
По прошествии 3 – 5 месяцев после семинаров проводился мониторинг, в рамках которого респондентов спрашивали о том, используют ли они полученные знания на практике, что было самое ценное, в чем помог семинар. Приведу в качестве примера несколько ответов:
· Введение стандартов нового поколения устанавливают и новые требования к результатам обучающихся. Прежде всего, нам необходимо было создать условия для «формирования уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик». И если с реализацией предметных и метапредметных результатов больших вопросов не возникало, то при реализации личностных результатов возникали затруднения в части выбора современных форм и техник, позволяющих сформировать «освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций…». Ответы на эти вопросы нам дал семинар «Социальный менеджмент», а именно модули «Общество. Местное сообщество», «Успех, судьба, карьера», «Навыки принятия решений», «Основы проектной деятельности», «PR-сопровождение проекта», «Вовлечение сообщества в проектную деятельность».
· Ценными для нас стали модули «Эффективные коммуникации», «Работа в команде», позволяющие по-новому подойти к формированию коммуникативных компетентностей обучающихся.
· Родился замысел новой программы по проектированию, рабочей программы внеурочной деятельности в условиях ФГОС, материал для занятий со студентами и педагогами в рамках семинаров и КПК.
· Участие в семинаре дало возможность увидеть сильные стороны молодежи, как социального слоя общества. В копилку к игровым технологиям я добавила различные игровые моменты и приемы из семинарского занятия.
· Переработали образовательную программу по работе с волонтерами, на основе полученных знаний на семинаре.
· Благодаря проведению работы в образовательном учреждении по программе «Социальный менеджмент» стало меняться поведение асоциальных ребят в позитивном направлении; классные руководители и родители этих подростков уже заметили изменения в их поведении и отношениях с окружающими.
· Стало интереснее проводить занятия, учащиеся с удовольствием приходят на них. Также другие взрослые берут на заметку проведение мероприятий. Легко общаться, решать общие проблемы.
· Общение с учащимися стало более интересным. Обучилась основам тренерских навыков, так как программа подразумевает другой вид отношений между учеником и педагогом. Научилась организовать обсуждение в группах, задавать вопросы, выстроить ход занятия с учетом индивидуальных характеристик группы и условий.
· Стараюсь не навязывать свои идеи, давать больше самостоятельности. Убедилась, что дети действительно многое могут делать сами и планировать свою деятельность. Запустили 2 проекта, сейчас идёт реализация.
· Интерактивные приемы позволили по-новому подойти к формированию коммуникативных компетентностей обучающихся, сформировали умения работать в команде.
Самые востребованные содержательные модули программы «Социальный менеджмент», которые использовали участники:
1. Работа в команде – 26 %;
2. Эффективные коммуникации – 20 %;
3. Успех, судьба, карьера – 17 %;
4. Копилка игр для ведущего – 14 %
5. Основы проектной деятельности – 13 %
6. Другие модули – 10 %.
Отзывы, молодых людей в возрасте от 12 до 30 лет, участников программы «Социальный менеджмент», проводимой специалистами по работе с молодежью, прошедшими обучение на тренингах КРМОО Центр «Сотрудничество».
Алёна, 14 лет: На занятиях по программе «Социальный менеджмент» мы замечаем, что нам не бывает скучно. В хорошей компании быстро и весело выполняем самое трудное дело. С помощью различных заданий мы смогли узнать друг о друге больше, и у нас получилась отличная команда. Которая я думаю, в дальнейшем станет маяком нашей детской организации «Ровесник».
Алексей, 15 лет: Когда шел на первое занятие думал, что просто отдохну, развлекусь. Оказалось, что пришлось много работать, прежде всего, над собой. Некоторые задания ставят в тупик, но через какое-то время начинаешь соображать, что нужно делать. Узнал, что на любую проблему можно посмотреть с нескольких сторон и всегда есть выход и выбор. Мне было интересно. Расскажу об этом одноклассникам, которые не были на тренинге.
Ольга, 16 лет: После тренинга задумалась о своем будущем более серьёзно. Самое главное, я поставила перед собой конкретную цель и запланировала, что мне нужно сделать для её достижения. Хочу продолжения!
Ира, 15 лет: Узнала много полезной информации, с которой обязательно поделюсь с друзьями. Было много упражнений, время пролетело быстро, но с пользой. В жизни мне это точно пригодится!