Проект "Сибирская инициатива по инклюзии" стартовал в Новосибирской области
В ходе проведения семинара было отмечено:
- в Новосибирской области разработана Концепция инклюзивного образования, позволяющая целенаправленно вести работу по распространению идей инклюзивного образования; всего в регионе действует 114 инклюзивных школ;
- внесены исправления в нормативно-правовую базу, обеспечивающие применение коэффициента подушевого финансирования учащихся, имеющих статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с сентября 2017 г. такой коэффициент получили дети с аутистическим расстройством личности;
- накоплен определенный опыт инклюзивного образования и социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами в здоровье;
- ведется сотрудничество образовательных организаций с родительскими объединениями и родительской общественностью при решении проблем обучения детей с ОВЗ;
- общественные организации родителей и благотворительные фонды ведут систематическую работу по распространению идей инклюзивного образования в Новосибирске, в том числе и с привлечением бизнеса; распространяют информацию вне школ; ведут уроки инклюзии среди здоровых школьников.
Вместе с тем, участники семинара назвали многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются как родители, так и учителя инклюзивных школ. Среди проблем были обозначены:
- сложности в межличностной коммуникации детей с ОВЗ и нормативно развивающихся детей в классе;
- отрицательное отношение родителей нормативно развивающихся детей к инклюзии;
- некорректные высказывания учителей в адрес детей с ОВЗ;
- низкая активность или агрессивность родителей при взаимодействии с учителями и представителями школьной администрации;
- отсутствие института тьюторства в инклюзивных школах;
- сложности в привлечении к работе в школе узких специалистов (логопедов, дефектологов, сурдологов и т.д.);
- недостатки материально-технического оснащения инклюзивных школ и организации доступной среды.
В результате обсуждения были сформированы следующие запросы:
педагогов инклюзивных школ:
- Разработка и реализация специальной индивидуальной программы развития (СИПР) в контексте ФГОС образования обучающихся с нарушениями интеллекта.
родительского сообщества:
- Снижение эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
специалистов социальных служб и служб сопровождения инклюзивного образования:
- тьюторское сопровождение учащихся инклюзивных школ и технологии раннего вмешательства.
Обратная связь с участниками семинара и обработка анкет показали, что:
- идея инклюзивного образования имеет широкий отклик в обществе;
- участники готовы активно продвигать идеи инклюзии в своих общественных организациях и среди населения города и области;
- они поддерживают и активно готовы участвовать в проекте Красноярской региональной молодежной общественной организации Центр «Сотрудничество на местном уровне»;
- отмечают неформальность проведения семинара и высокую активность участников;
- довольны знакомством с интересным опытом инклюзивного образования и новыми контактами с участниками семинара;
- высоко оценивают содержание семинара и его организацию;
- нуждаются и согласны принимать участие в обучающих семинарах.
Семинар для педагогов по разработке специальной индивидуальной программы развития запланирован на 28-29 сентября 2017 года. Ведущий: Царев Андрей Михайлович, Центр лечебной педагогики, г.Псков.