Завершенные проекты Сибирская инициатива по инклюзии

Описание проекта

Проект "Сибирская инициатива по инклюзии – построение местных партнерств для развития инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в Сибири"

Сроки реализации: 18 декабря 2015 г. по 17 июня 2019 г.

Регионы: Красноярский край, Новосибирская область, Томская область, Республика Алтай

Основные целевые группы:

• родительские организации и родительские группы, родители детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

• педагоги

• специалисты социальных структур и реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями здоровья

Задачи проекта: усилить потенциал местных родительских СО НКО; повысить осознанность, улучшить знания и навыки в области инклюзии и прав детей с ОВЗ у педагогов, родителей, специалистов системы сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Мероприятия проекта:

• картирование для определения действующих родительских СО НКО;
• определение потребностей в обучении и развитии;
• тренинги по организационному развитию для СО НКО и родительских групп;
• реализация мероприятий по продвижению инклюзии;

• распространение международного и российского опыта по инклюзии и совместным подходам к инклюзии;
• организация регулярных открытых встреч;
• развитие сетевого взаимодействия для дискуссий, обмена информацией и ресурсами;
• заключительная конференция по проекту;

• тренинги для целевых групп;
• тренинги по пониманию инклюзии для учеников школ;
• круглые столы / рабочие встречи с участием заинтересованных сторон

Партнеры проекта:

  • Красноярская региональная молодежная общественная организация Центр «Сотрудничество на местном уровне»
  • Благотворительная организация «ХелсПром», Великобритания
    Красноярская региональная общественная организация родителей по защите прав детей с ограниченными возможностями «Открытые сердца»

За период с 2016 г. по июль 2019 г.:

  • выстроено взаимодействие с 62-мя родительскими организациями и родительскими инициативными группами, поддерживающими продвижение инклюзивного образования и инклюзии детей с особыми потребностями в 4-х регионах Сибири,
  • более 760 человек: родителей детей с ОВЗ, педагогов, специалистов системы поддержки и сопровождения приняли участие в работе 25-ти семинаров по следующим темам: подходы к разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для обучающихся с нарушениями интеллекта; использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с различными нарушениями развития; основные принципы позиционирования для детей с двигательными нарушениями, адаптация среды; проектирование современного урока в инклюзивном классе, методы и приемы обучения в инклюзивном классе; оценка качества образования обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ и др.;
  • полученные анкеты обратной связи от участников семинаров позволяют заключить, что для подавляющего большинства участников (94%) семинары оказались очень полезны как на теоретическом, так и в практическом уровне; полученные в ходе семинара знания повлияли на практическую деятельность 83% его участников в плане использования полученных знаний в работе с детьми, педагогами, родителями (благополучателями стали 6 175 детей с особыми потребностями и 1 956 родителей); обучение на семинарах повлияло на имеющиеся большинства его участников (73%) представления об инклюзии детей с особыми потребностями;
  • 99 представителей органов власти приняли участие в круглых столах, семинарах и включились в работу проекта;
  • проведены конкурсы проектов и реализовано 13 минипроектов в регионах;
  • проведено 16 вебинаров с участием приглашенных специалистов по различным аспектам развития детей с особыми потребностями для родителей, педагогов, специалистов системы поддержки; вебинары в прямом эфире посмотрели 426 человек, записи вебинаров посмотрели 4856 человек (URL вебинаров: https://www.youtube.com/channel/UCwAngT6SyJYAB8M
    QrrqcIFQ);
  • более 200 школьников посетили тренинги по пониманию инвалидности и инклюзии;
  • выпущено 3 номера информационного журнала для школ «Сотрудничество» с описанием примеров коррекционно-развиваюшей работы с детьми с особыми образовательными потребностями и подходов к инклюзивному образованию в школах;
  • в итоговой конференции приняло участие 72 представителя из Красноярского, Томского, Новосибирского и Алтайского краев, которые продемонстрировали лучшие практики по развитию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья; представили практику создания в образовательных учреждениях инклюзивной образовательной среды для всех членов школьного сообщества;
  • выпущен сборник материалов участников проекта;
  • На сайте организации www.kccp.ru сделана тематическая подробка материалов по инклюзивному образованию в помощь родителям, педагогам и специалистам системы поддержки (логопедам, дефектологам и психологам).

Участники проекта видят следующие общие эффекты от участия в проекте «Сибирская инициатива по инклюзии» (цитаты приведены из опросов участников):

информационный эффект

  • повышение осведомленности о работе с детьми с особыми потребностями;
  • более полное и глубокое понимание инклюзии;
  • полезность и новизна информации;
  • разносторонние, актуальные, современные знания о помощи детям с особыми потребностями и их родителям;
  • хороший обзор пособий и материалов, которые можно использовать в работе.

компетентностный эффект

  • возможность работать в новом ключе, используя приобретенные знания;
  • осознание того, что эта проблема действительно актуальна, и ее готовы решать на разных уровнях;
  • повышение профессиональной компетентности;
  • участие в семинарах обогащает мои знания и навыки в логопедическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями и РАС, что в свою очередь отражается на решении задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности детей с ОВЗ;
  • участие в семинаре оказало огромную помощь в профессиональной деятельности.

эффект сотрудничества

  • знакомство с большим кругом единомышленников;
  • очень важно быть в тренде инноваций, обмениваться мнениями с коллегами, – это позволяет поддерживать достойный уровень профессиональной компетенции;
  • толчок к осознанию необходимости время от времени выходить из «круга бытия», видеть и слышать специалистов «другого круга»; всегда полезна информация, полученная от коллег.

Благодарим всех участников и партнеров проекта в 4-х территориях Сибири!

--------

Вышеназванный проект является продолжением проекта «Инклюзия для всех – открытие школьных дверей для детей с ограниченными возможностями», который был реализован в сотрудничестве с Благотворительной организацией «ХелсПром» (Великобритания) в 2014 году.

Цель проекта: расширение доступа к образовательным услугам для детей с ограниченными возможностями в Красноярске, а также содействие распространению успешного опыта по расширению доступа к образовательным услугам для детей с ограниченными возможностями среди образовательных учреждений.

Мероприятия/виды деятельности проекта включали:
- трехдневный тренинг для педагогов/специалистов образовательных учреждений, родителей, 
- реализацию практических планов по реализации мероприятий для интеграции и включения детей с ограниченными возможностями в деятельность образовательных учреждений и провеение серии инклюзивных мероприятий.
- консультационная поддержка со стороны исполнителей и партнеров проекта,
- создание методической библиотеки, в которой участники могут делиться опытом,

В мероприятиях проекта приняли участие 446 ребят с ОВЗ, 92 педагога и 98 педагогов школ и специалистов социальной сферы.

Инклюзия: принципы и право

Основные принципы инклюзии