Развиваем инклюзию: важен каждый ребенок!
Лайза Фридман (Lisa Friedman) – широко признанный специалист в области специального образования. Она консультирует еврейские организации и организации других конфессий, помогая внедрять инклюзивные практики среди работников и семей, проводит беседы, интерактивные семинары и тренинги. Ее лекции востребованы среди профессионалов, педагогов и родителей. Лиза проработала шесть лет учителем коррекционного класса (self-contained special education classroom) обычной школы. В данный момент она занимает должность Директора по образованию в синагоге Temple Beth-El, Нью-Джерси, курируя инклюзивную школу при синагоге, а также участвует в работе многочисленных комиссий по инклюзии.
В преддверии нового учебного года, в котором еще больше детей с РАС, нарушениями развития и поведения идет в школы, хотелось бы представить вам этот простой, но очень точный и сильный текст Лайзы. Мы знаем, что самые простые и очевидные истины сложнее всего проникают в педагогическую позицию. Мы верим, что слова Лайзы помогут тем, кто начинает трудную работу по обучению «школьников, не предназначенных для школы», понять, что нет иного пути к успеху, кроме как – УВИДЕТЬ РЕБЕНКА.
Лайза Фридман:
"Покажите, что важен каждый ученик!
УВИДЬТЕ РЕБЕНКА.
Казалось бы, все просто, не так ли?
Я думаю, что для многих педагогов это кажется очевидным. УВИДЕТЬ РЕБЕНКА. Конечно, в конце концов, разве не в этом и состоит работа учителя? И все же происходит ли это на деле? Сколько учителей относятся к ученику предвзято еще до встречи с ним, лишь на основании его диагноза, личного дела или характеристики другого педагога? Как часто мы позволяем себе судить о других, основываясь лишь на стереотипах, ошибочных представлениях и предположениях?
Мой опыт и наблюдения привели меня к следующим выводам:
НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПРЕДВЗЯТОСТИ.
В начале учебного года я сообщаю учителям информацию, которая необходима им лишь для обеспечения безопасности учеников. Я нарочно жду, пока пройдет несколько уроков, и только после этого я рассказываю о подходах, которые применяла с тем или иным учеником, о его особенностях. Почему? Потому что важно первое впечатление. Нельзя недооценивать ученика только потому, что в прошлом году он плохо учился. Мы не можем ожидать от ребенка проблемного поведения лишь потому, что оно наблюдалось в прошлом. Увидьте ребенка, а не его диагноз и ограничения.
ВСТРЕЧАЯ РЕБЕНКА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, ОБРАЩАЙТЕСЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО К НЕМУ.
Если Вы обращаетесь к родителям ребенка или сопровождающему, тем самым Вы автоматически подразумеваете, что ребенок - невидимка. Если Вы поздороваетесь с ребенком, а он не ответит, скорее всего, родитель или сопровождающий вмешается и поможет наладить Вашу беседу. Тут уже все будет зависеть от них. Вы когда-нибудь говорили «привет» стеснительному годовалому малышу? Когда он прячется за ногу взрослого, взрослый как правило говорит «он стесняется». Здесь работает тот же принцип. Увидьте ребенка, а не его диагноз и ограничения.
ПРИВЛЕКАЙТЕ РЕБЕНКА К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
Вы ведь предлагаете принимать решения нейротипичному ребенку в соответствии с уровнем его развития. Точно также необходимо действовать в отношении ребенка с нарушениями развития. Привлекайте его к принятию все более серьезных решений, например, что он хотел бы надеть, или что хотел бы съесть. Узнайте, что интересует ребенка, что он сам думает о своих сильных сторонах и недостатках. Увидьте ребенка, а не его диагноз и ограничения.
ИЗБЕГАЙТЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ.
Каждый ребенок с особенностями уникален. Все дети уникальны! У ребенка может стоять диагноз «аутизм», «ДЦП», «СДВГ» или может быть написано, что он «необучаем», но это не означает, что он будет вести себя точно также и обладать теми же знаниями, что другой ребенок с тем же диагнозом. Увидьте ребенка, а не его диагноз и ограничения.
Важен каждый ребенок. И это на самом деле так просто".