«НКО-навигатор» пересёк «экватор»
В начале года были отобраны 5 НКО, зарегистрированных менее 3 лет назад, и 5 инициативных групп, которые только планировали пройти процесс регистрации своей организации.
Проект «НКО-навигатор» предполагает годичное сопровождение деятельности каждого участника пятью специалистами: проектный менеджер, юрист, бухгалтер, PR-специалист, дизайнер. По итогам реализации проекта будет подготовлен проект стандарта оказания услуги «Комплексное сервисное сопровождение некоммерческой организации», который будет доступен для использования ресурсными центрами для НКО.
- «Проект длится уже 9 месяцев. И уже сейчас мы можем с уверенностью сказать – было правильным решением собрать в одной команде пять профильных специалистов для комплексного сопровождения НКО. Получается, что в течение года организация вместе с юристом и бухгалтером настраивает документооборот, учится сдавать отчетность. Проектный менеджер помогает выстроить стратегию развития, подготовить проекты для участия в конкурсах и в случае победы – реализовать проект. А PR-специалист в сотрудничестве с дизайнером «упаковывает» организацию и работает над продвижением в социальных сетях и повышением узнаваемости» – Яна Горбунова, руководитель проекта «НКО-навигатор».
Результаты проекта в цифрах:
- участниками разработано и подано на конкурсы 32 проекта;
- 12 проектов получили грантовую поддержку;
- для участников составлены комплекты типовых договоров и юридические чек-листы обязательных действий руководителя организации до конца срока его полномочий;
- своевременно подготовлены и сданы бухгалтерские отчеты;
- участники составили контент-планы до конца года и наполняют свои группы, уже сделано 390 публикаций, а также 32 публикации на сторонних ресурсах;
- для участников разработан уникальный фирменный стиль и брендбук.
Каждая НКО, участвующая в проекте, проходит свой индивидуальный путь роста. И это понятно – для кого-то препятствием развития становится необходимость делать публикации в группе организации, кого-то одно только слово «договор» вводит в ступор, и практически у всех пока нет опыта управления грантовым проектом. А когда рядом опытный наставник, преодолевать эти препятствия гораздо легче и получается избежать штрафов и типичных ошибок начинающих общественников.
Не только специалисты помогают начинающим НКО - сами участники становятся ресурсом друг для друга: помогают организовывать мероприятия, делятся контактами надежных подрядчиков, направляют друг к другу благополучателей в зависимости от их запроса, делятся информацией о мероприятиях в своих социальных сетях, повышая охваты публикаций, предоставляют коллегам свои материальные ресурсы, волонтеров и оборудование.
- Не скажу, что проект реализуется легко. Нам приходится работать с внутренним сопротивлением участников - взрослому человеку всегда сложно перестроиться, начать работать по-другому. Хорошо, что сами участники высоко замотивированы. Ведь изначально мы с ними проговаривали, что на следующий год мы будем набирать другие НКО для сопровождения. А это значит, что нужно успевать сейчас получить максимальную пользу от проекта - продолжает Яна Горбунова.
Для организаций, которые не попали на сопровождение в проект, командой проводятся тематические семинары. Осенью любой НКОшник может присоединиться к бесплатным семинарам по разработке фирменного стиля организации, работе с основными документами в НКО (договоры, протоколы, приказы), бухгалтерской отчетности в 2021 году. Информация о семинарах и ходе реализации проекта размещается в группе Ассоциации развития гражданского общества Вконтакте – vk.com/nko26.
5 советов начинающей НКО от команды проекта «НКО-навигатор»:
1. Любить документы.
Да, мы погружены в важную социальную деятельность. Но НКО в первую очередь является юридическим лицом и к ней предъявляются такие же требования к отчетности и ведению документооборота, как к коммерческой организации, а в некоторых случаях – даже более строгие и объемные требования.
Что сделать: завести папку для уставных документов и четко соблюдать график заседания органов управления, указанный в уставе организации, не забыв составить во время каждого заседания протокол. Составить график подачи отчетов в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, органы статистики, Минюст.
2. Работать по стратегии.
Не зря в уставе каждой некоммерческой организации прописана цель ее деятельности. Начинающие общественники, как люди вдохновляющиеся и отзывчивые, часто соглашаются на партнерские проекты, на участие в конкурсах и помощь другим людям, организациям. Даже в том случае, если проекты не связаны напрямую с их уставной деятельностью. В итоге вроде бы и дело хорошее сделано, а цель организации по-прежнему остается не достигнутой.
Что сделать: найти в сети образцы стратегий некоммерческих организаций (желательно несколько, чтобы увидеть разные подходы к ее составлению), выделить несколько дней на проработку командой организации стратегии развития на ближайшие 3 года. Перечитывать свою стратегию хотя бы 1 раз в месяц, при решении о разработке проекта сверяться с ней.
3. Без стеснения говорить об организации.
Есть такая присказка «не рассказал – значит, не было». Можно провести великолепное мероприятие для своих благополучателей, но если о нем не узнают другие люди, то для общества в целом этого мероприятия не было. Регулярные публикации о деятельности организации повышают доверие к ней и формируют образ активной, работающей НКО.
Что сделать: за несколько дней до мероприятия опубликовать анонс о нем, предложить эту новость в городские группы в социальных сетях; в день мероприятия публиковать в своих социальных сетях фотографии «с полей», проводить прямые эфиры; на следующий день после мероприятия – сделать итоговую публикацию с общей информацией о мероприятии. А еще – использовать профильные ресурсы Агентства социальной информации и портала «Открытые НКО», чтобы рассказывать о своей деятельности на уровне страны.
4. Договориться о едином стиле.
Встречают до сих пор по одёжке. Организация, у которой есть логотип, определены фирменные цвета, разработан с их учетом бланк, презентация, сайт, визитка, - выгодно отличается от организации, где этого нет. Более того – благодаря цвету, форме, образам вы формируете у потенциальной аудитории подсознательное отношение к вашей организации.
Что сделать: если нет возможности привлечь дизайнера для разработки фирменного стиля, договориться с командой о фирменных цветах организации, выбрать 1-2 шрифта, которые вы будете использовать во всех своих документах, афишах, презентациях.
5. Распределять полномочия.
Самая большая проблема в начинающих НКО – отсутствие штата. В организации есть несколько человек (а чаще – только один лидер) и каждый должен совмещать несколько ролей. Приходится и документы вести, и посты в сетях писать, и мероприятия проводить. Поработав так полгода-год, люди эмоционально выгорают и либо останавливают деятельность, сдавая «пустые» отчеты и сохраняя организацию только «на бумаге», либо вовсе её закрывают.
Что сделать: выписать максимально подробно функционал, который необходимо делать в организации. Расписать, на каких позициях есть ответственный человек. Определить, какие позиции «провисают» (их наверняка приходится выполнять руководителю организации) и принять решение о перераспределении обязанностей или о поиске сотрудника/волонтера, который может выполнять данный функционал. Еще один важный шаг – отметить, какие процессы в организации можно автоматизировать, и найти в сети варианты программ или приложений для автоматизации. Даже если они будут не бесплатные, внедрение и экономия времени и сил сотрудников очень быстро окупят вложения.
Проект «НКО-навигатор» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.