logo_sotrud1ru logo_sotrud2ru
   
Русский
Новости ОАШ Библиотека Фотогалерея Партнеры О нас   Вопрос-ответ
   

ОАШ

Общественно-ориентированное образование (ООО)
Из истории ООО
Общественно-активная школа (ОАШ)
Общественно - ориентированное образование (ООО) представляет собой образовательную философию, которая лежит в основе деятельности общественно - активных школ, способствует созданию возможностей для членов сообщества – отдельных граждан, школ, бизнеса, общественных и частных организаций – стать партнерами при обращении к нуждам сообщества для предоставления академических, развлекательных, оздоровительных, социальных услуг и программ подготовки к профессиональной деятельности для людей всех возрастов (Community Schools: Linking Home, School, and Community by Larry E. Decker and Mary Richardson Boo, published by: National Community Education Publication Series, 1996, p. 13).
ООО имеет три основных компонента (сформулированы в 1995 году Национальной ассоциацией общественно ориентированного образования США).
Обучение на протяжении всей жизни:

  • осуществление принципа обучения на протяжении всей жизни;
  • предоставление формальных и неформальных возможностей обучения в различные периоды жизни;
  • предоставление программ и услуг всем членам сообщества и предоставление возможностей для межвозрастного взаимодействия.

Привлечение сообщества:

  • повышение чувства гражданской ответственности среди населения;
  • предоставление возможностей лидерства членам сообщества;
  • включение разных слоев населения во все аспекты жизни сообщества;
  • поощрение демократических принципов в принятии решений.

Эффективное использование ресурсов:

  • использование физических, финансовых и человеческих ресурсов школы и сообщества при решении проблем сообщества;
  • снижение дублирования услуг посредством объединения усилий граждан.

ООО базируется на следующих принципах:
самоопределение – местные жители имеют право участвовать в определении потребностей сообщества и выявлении ресурсов для их решения;
самопомощь – жители сообщества несут ответственность за собственное благосостояние, определяют потребности и участвуют в принятии местных решений;
развитие лидерских навыков – обучение представителей местного сообщества навыкам оценки местных потребностей, принятия решений, групповой работы как важным компонентам на пути улучшения местных сообществ;
ответственность всего сообщества – деятельность каждого человека, объединения, любой организации служит интересам сообщества; они предоставляют программы и услуги, которые направлены на постоянно изменяющиеся нужды и проблемы населения;
совместное предоставление услуг – организации и учреждения, работающие для населения, наилучшим образом достигают своих целей и предоставляют лучшие услуги посредством объединения с другими;
локализация – услуги, программы и другие возможности для членов сообщества должны быть легко доступны для каждого.
ИЗ ИСТОРИИ ООО
Общественно-ориентированное образование ведет свою историю с того момента, когда появились школы, близкие к церкви, церковной общине. Они являлись центрами социокультурной жизни. Это было особенно важно в небольших населенных пунктах, деревнях, где школа являлась не только образовательным, но и информационным и досуговым центром. Принципы общественно-ориентированного образования реализуются в образовательных системах разных стран мира почти семьдесят лет. В России общественно-ориентированного образования стало развиваться значительно позже, чем во всем мире. Это обусловлено тем, что в тридцатых годах ХХ века во всем мире, кроме России (в то время СССР), была экономическая депрессия. Молодежи нечем было заняться во внеучебное время, процветали безработица и вандализм, социальная апатия. Возникшую общегосударственную проблему необходимо было решать. И началом деятельности стала работа по вовлечению всех членов сообщества в процесс общественно-ориентированного образования.
В США, как и в других странах мира, во времена Великой депрессии были остры экономические и социальные проблемы, особенно в промышленных регионах. Именно в это время предприниматель Чарльз Стюарт Мотт и учитель физкультуры из школы Хэдли г. Флинта Фрэнк Мэнли пришли к мнению, что школа может быть полезна жителям сообщества, решая их проблемы, и наоборот. Это и послужило началом движения общественно-ориентированного образования.
В 1935 году была разработана первая программа общественно-ориентированного образования (г. Флинт, штат Мичиган, США), основанная на положении американского деятеля образования Джона Дьюи «Образование не есть подготовка к жизни, образование и есть сама жизнь», которая с тех пор активно продвигается и поддерживается Фондом Мотта. В ее основу легло понимание того, что здания школ, при необходимости, можно было бы использовать 24 часа в сутки, повышая отдачу затраченных на них средств, принося пользу для каждого члена общества.
Данная программа служила источником привлечения ресурсов для развития школы и соседского сообщества. Она давала возможность членам сообщества принимать активное участие в жизни школы, участвовать в процессе общественно-ориентированного образования, влиять на содержание обучающих программ. В ходе ее реализации появлялось чувство гордости за принадлежность к окружающему социуму, повышался и укреплялся имидж школы.
С тех пор программы общественно-ориентированного образования стали неотъемлемой частью образовательной политики и получили признание школьных округов на всей территории Соединенных Штатов, а в 70-80 годах ХХ века и во многих странах мира.
В 1966 году в США была создана Национальная Ассоциация Общественно-ориентированного образования. В 1974 году в Великобритании зарегистрирована Международная Ассоциация общественно-ориентированного образования (в настоящее время ее региональные представительства находятся в США, Канаде, Индии, ЮАР, Филиппинах, Бермудских о-вах, Берлине, Великобритании, Венгрии, Израиле, Перу, Фиджи).
В 1980 году в Ковентри (Англия) был создан Центр развития общественно-ориентированного образования для распространения идеи общественно-ориентированного образования в школах Англии и Уэльса. С середины 80-х годов Ассоциация поддержки центров по развитию общественно-ориентированного образования (Берлин, Германия) создает центры общественно-ориентированного образования на всей территории объединенной Германии. Берлинский Центр Ассоциации помогает распространять идеи общественно-ориентированного образования в странах Центральной и Восточной Европы.
В Венгрии процесс распространения общественно-ориентированного образования начался в 1992 году, когда директор Фонда Сороса Элизабет Лоран задалась вопросом, можно ли применять успешный опыт США в посткоммунистической стране. Был сформирован Национальный Комитет Общественно-Активной Школы (кураториум) для обеспечения руководства данным процессом, который стал разрабатывать программу развития общественно-ориентированного образования в Венгрии. В 1996 году и другие Восточные/Центральные Европейские общества (Югославия, Албания, Косово и т.д.) проявили интерес к этой программе. В Чешской Республике первая программа ООО «Программа по развитию школы и общины» была реализована в промышленном городе Мост (в поселении Чанов) в 1997 году, а с 1998 года этот же город включился в программу социальной помощи. В Словакии реализация программ ООО началась с сентября 1998 года под руководством Фонда открытых школ. Общественно-ориентированное образование прочно заняло свое место в США, Канаде, странах Европы и других странах мира. Это привело к выработке концепции общественно-ориентированного образования и к идее общественного развития.


Общественно-активная школа
В середине 90-х гг. педагогическая общественность России познакомилась с феноменом общественно - активной школы, имеющей широкое международное распространение и вариативно реализуемой более чем в 80 странах мира. На Западе общественно - активные школы называются community-school, что подчеркивает связь школы и местного сообщества. В США, где возникло движение community-school, система школьного образования создавалась не государством, "сверху", а местными сообществами, "снизу". Это не только обеспечивало тесную связь сообщества со школой, финансировавшего ее и контролирующего организацию и результаты образовательной деятельности, но и способствовало превращению школы, наряду с церковью, в важнейший центр жизни сообщества.
В начале 90-х гг. наше общество стало стремительно меняться. В общественных отношениях все чаще стали обращать внимание на демократичность и открытость. Для того чтобы соответствовать требованиям времени, организации были вынуждены искать новые формы работы, все чаще стали звучать слова демократия, открытость, гражданские инициативы. Такие стремительные перемены коснулись и образовательной сферы, в первую очередь общеобразовательной школы. Именно идеи общественно - ориентированного образования позволили по-новому посмотреть на общественное участие в развитии образования и возродить многие позитивные традиции советской школы. Возникнув в условиях кризиса 90-х, модель общественно - активной школы (ОАШ) стала полем активного взаимодействия государства и общества, что позволило реализовать не только заказ государства, но и родителей. Продуктивная деятельность, присущая ОАШ, способствовала преобразованию местного населения в местное сообщество. Переосмысление школой своей образовательной задачи, роли и статуса в микрорайоне, развитие технологий по взаимодействию с сообществом позволило ей выйти на новый уровень, стать центром сообщества, объединяющим началом для решения не только своих проблем, но и проблем всего сообщества и тем самым минимизировать последствия кризиса в местных сообществах.
Модель ОАШ позволяет общеобразовательной школе стать общественно активной без ущерба для ее основных функций в качестве муниципального образовательного учреждения. В основе модели ОАШ лежит как передовой западный опыт работы школ, ориентирующихся на нужды общины, так и сохранение традиций советской школы и обращение к истории российского образования в той ее части, когда активно создавались земские школы и работали попечительские советы. Так что же такое общественно активная школа?
Общественно - активная школа – это школа, ориентирующаяся на ценности, идеалы, цели и механизмы демократии, рассматривающая сообщество как ресурс собственного развития и себя как ресурс развития сообщества, его демократизации, стремящаяся максимально приблизить образование к жизни ребенка, опереться на социализирующий потенциал разнообразных общественных практик и опирающаяся в своей деятельности на механизмы добровольчества и партнерства.
В деятельности ОАШ четко просматриваются две взаимосвязанные составляющие: социальная и образовательная. ОАШ позволяют одинаково успешно и в неразрывном единстве эффективно решать социальные и образовательные проблемы. Образовательная составляющая ОАШ позволяет приблизить образование к повседневной жизни ребенка, сделать его более действенным и результативным, опереться на широкий спектр социализирующих процессов, способствовать эффективности самой социализации, а также использовать ресурсы сообщества для решения проблем воспитания и обучения подрастающих поколений, для функционирования и развития школы. Социальная составляющая направлена на стимулирование и реализацию инициатив, обеспечивающих создание условий для построения в России гражданского общества, демократизации различных сфер социальной жизни, на превращение школы в важнейший ресурс функционирования и развития сообщества.
Оптимальная модель ОАШ, по мнению участников движения ОАШ, включает в себя три базовых компонента: 1) демократизацию школы, 2)партнерство школы и сообщества, 3) добровольчество.
Демократизация школы - формирование демократической культуры как основы развития гражданского общества через реализацию демократических принципов во всех аспектах школьной жизни и содействие развитию школьного самоуправления.
Добровольчество - активизация жителей сообщества разного возраста для решения социально-значимых проблем через обучение участников образовательного процесса навыкам добровольческой деятельности, разработку и внедрение новых технологий добровольчества.
Партнерство школы и сообщества - развитие социального партнерства и консолидация ресурсов для совместного решения проблем школы и сообщества через разработку и внедрение формальных механизмов взаимовыгодного партнерства школы с органами местного самоуправления, бизнесом, НКО, общественностью на местном уровне.


Подробную информацию можно найти в книге Корнетова Г.Б. «Феномен общественно-активной школы в контексте развития демократической педагогики»
http://www.cs-network.ru/library/?content=doc&id=325

Материалы проекта

Архив

« Май 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
 
   
К
О
Н
С
У
Л
Ь
Т
А
Ц
И
И