logo_sotrud1ru logo_sotrud2ru
   
Русский
Новости ОАШ Библиотека Фотогалерея Партнеры О нас   Вопрос-ответ
   
Четверг, 19 Сентября 2013 00:00

В Красноярске прошла городская конференция для Школьных служб примирения

19 сентября 2013 г. на базе МБУ «Молодёжный центр Октябрьского района» г. Красноярска состоялась конференция ювенальных технологов и медиаторов школьных служб примирения г. Красноярска. Конференцию посетило 51 человек.

В конференции приняли участие специалисты 4 молодежных центров, реализующие восстановительные технологии, 44 представителя 10 образовательных учреждений г. Красноярска - учащиеся и педагоги, имеющие опыт работы в рамках технологии «школьные службы примирения» либо заинтересованные в запуске данной технологии. Команды школьных служб примирения (ШСП) приглашались в составе 4-5 человек из числа педагогов и школьников.
В рамках конференции прошла лекция с элементами тренинга «Медиатор: ценности, позиция, роли, компетенции» (лектор Никитина Н.А., сертифицированный медиатор, преподаватель Юридического института СФУ). Лекция вызвала живой отклик и была важна для участников, т.к. через практические примеры подчеркнула важность решения конфликтных ситуаций конструктивным путем, в частности через школьную службу примирения и показала базовые ценности и компетентности медиатора.
Основные моменты, затронутые в лекции, далее более подробно раскрывались в обсуждениях на дискуссионных площадках. Так, на дискуссионной площадке, посвященной семейным конфликтам, представители ШСП старались выяснить, что такое семейный конфликт, в их понимании; каковы основные виды семейных конфликтов, с которыми встречается школа; кто их основные участники и какова роль школы в общем и ШСП в частности при столкновении с семейными конфликтами. Также важно было рассмотреть ресурсы и дефициты ШСП при содействии в решении подобных конфликтов, и какими компетенциями необходимо обладать медиатору при проведении примирительных программ в отношении семейных конфликтов. Обсуждение шло живо и участников действительно волнует данная тема, т.к. по признанию многих участников им приходится часто иметь дело с последствиями/проявлениями семейных конфликтов в школе, т.к. ребенок может выпадать из учебы из-за семейного конфликта. Участники обсудили, что, с одной стороны, важно соблюдение принципа невмешательства в семью, но в то же время, есть влияние конфликта на ребенка, и здесь школе нет возможности оставаться в стороне, т.к. стоит задача помочь ребенку и не дать ему выпасть из учебы в результате семейного конфликта. Работаем с семейным конфликтов в случаях: если обращается сам ребенок или родитель, если есть опасность, если нет соответствия с правилами, нормами, принятыми в школе. Участники дискуссионной площадки не сомневаются в том, что школьные службы примирения могут оказать помощь в разрешении семейных конфликтов, при этом было отмечено, что это скорее задача для взрослых медиаторов служб примирения, при этом ребята из службы примирения могут работать с ребятами, затронутыми семейными конфликтами. Тема разрешения семейных конфликтов была продолжена затем на мастер-классе «Семейные отношения». С помощью ролевой игры удалось наглядно рассмотреть всю сложность и многогранность позиций, взглядов, интересов различных членов семьи в семейном конфликте. Учителя и школьники убедились посредством модельной ситуации, как сложно порой понять мотивы и причины поведения, но, с другой стороны, как важно удерживать линии поведения всех участников, искать внутренние ресурсы семьи, актуализировать семейные ценности при решении их проблемных ситуаций. Данная дискуссия (а затем и ролевая игра) явилась одной из первых площадок в Красноярском крае для более глубокого рассмотрения проблемы содействия решению семейных конфликтов, в тех случаях, когда школа становится их свидетелем либо получает обращения о помощи решить подобные конфликты. Большинство психологов и социальных работников образовательных учреждений действительно сталкиваются с такими случаями, но не имеют ясного понимания о возможностях проведения примирительных программ с помощью ювенальных технологий, восстановительных практик. Участники обсуждения отметили необходимость в доступном информационном ресурсе по данной теме и возможности супервизии. В итоге, рассмотрение данной темы семейных конфликтов помогла запустить процесс анализа структуры семейных конфликтов, процесса понимания своих ресурсов, возможностей и дефицитов и определения путей развития.
Одновременно с дискуссионной площадкой "Семейные конфликты и ШСП" прошли переговорная площадка "Конфликты с большим количеством вовлеченных участников: возможности ювенальных технологий" (ведущий - психолог, куратор ШСП МБОУ «ОУ Гимназия №5») и мастер-класс "Профилактическая деятельность ШСП – классный урок "Толерантность в школе" (психолог, куратор ШСП МБОУ «ОУ Лицей №10»).
На переговорной площадке были рассмотрены возможности ювенальной технологии "Круги сообществ" при решении проблем с большим количеством вовлеченных участников, ведущий площадки поделился своим опытом проведения Кругов, рассказал о сложностях и позитивных эффектах данной технологии, уже позднее на специальном мастер-классе куратор ШСП МБОУ "ОУ Гимназия №5" более подробно представил детали отдельных этапов технологии. Площадка также вызвала интересное обсуждение и много вопросов о возможностях освоения технологии "Круги сообществ".
Также значимой темой стала профилактическая деятельность в рамках ШСП. Актуальность данной темы велика, имеет ряд внутренних и внешних причин ее введения как одного из направлений работы ШСП. С одной стороны, проведение программ примирения - это в основном реагирование на конфликт, школа же помимо конструктивного решения конфликтов заинтересована и в профилактике конфликтного поведения, развития культуры ненасилия, терпимости и сотрудничества. В связи с этим в ШСП города часто поступают заказы от администраций школ и появляются мнения внутри членов ШСП о необходимости формирования в общем положительной среды внутри школы. Этого можно достичь, по мнению участников, с помощью организации профилактической деятельности ШСП в школе. Это и рассмотрение смежных тем о толерантности, доброте и справедливости (в начальной школе) посредством проведения тематических классных часов, развитие проектной деятельности учащихся и педагогов в разрезе формирования навыков коммуникативной, конфликтной и др. компетентностей, выстравание системной работы с родителями, проведение детско-родительских встреч и многое другое. С другой стороны, деятельность ШСП не может носить плановый характер (например, "количество рассмотренных случаев в месяц не менее..."), примирительные программы проводятся по мере поступления случаев, и маловероятно предсказать частоту их поступления, степень сложности и пр. А работу медиаторов нужно поддерживать постоянно - их интерес, развивать их коммуникативные навыки, выстраивать доверительные отношения с другими школьниками, формировать положительный имидж ШСП. В связи с этим, профилактическая деятельность в рамках работы ШСП помогает ее куратору реализовывать менеджерские задачи привлечения, мотивирования, удержания и поощрения школьников-медиаторов.
Кроме содержательных площадок во время конференции координатором проекта и Никитиной Н.А. были проведены консультации и осуществлено планирование мероприятий сообщества медиаторов ШСП и ювенальных технологов на учебный 2013-2014 год (выявление основных запросов ОУ, связанных с функционированием ШСП, определение основных видов и направлений взаимодействия, определение ключевых событий сообщества).
Таким образом, конференция позволила решить несколько задач:
• замотивировать на продолжение деятельности уже созданные и работающие службы примирения, это особенно важно в связи с тем, что состав детей-медиаторов этих служб практически полностью обновился на начало учебного года в связи с тем, что те ребята, которые начинали в них работать, выросли;
• проинформировать и заинтересовать в создании школьных служб примирения ряд образовательных учреждений города;
• провести обучение отдельным темам для участников конференции.
В целом конференция прошла позитивно, участники отметили ее практическую направленность, живые примеры, работу на равных детей и взрослых, простой язык и доступность информации.

Материалы проекта

Материалы проекта

Архив

« Июль 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
 
   
К
О
Н
С
У
Л
Ь
Т
А
Ц
И
И