logo_sotrud1ru logo_sotrud2ru
   
Русский
Новости ОАШ Библиотека Фотогалерея Партнеры О нас   Вопрос-ответ
   
Главная
Главная >  Архив проектов >  Я, ТЫ, МЫ: развитие культуры толерантности учащихся и педагогов >  27 января завершилась первая тренинговая сессия «Я, ТЫ: в мире с собой и другими»
01.02.2012 23:25

27 января завершилась первая тренинговая сессия «Я, ТЫ: в мире с собой и другими» Featured

Автор  Елена
Rate this item
(0 голосов)

Сессия проходила с 25 по 27 января 2012г. в рамках проекта «Я, ТЫ, МЫ: развитие культуры толерантности учащихся и педагогов» и собрала 56 участников!

В гостиничном комплексе «Три медведя» на протяжении трех дней кипела работа, главными двигателями прогресса которой были 30 учащихся и 20 педагогов из десяти образовательных учреждений г. Красноярска и края. Осваивать непростые темы им помогали тренеры КРМОО Центр «Сотрудничество», преподаватели Кафедры общей и социальной педагогики Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (ИППиС СФУ).

Январская встреча школьных команд была посвящена темам толерантности и интолерантности, собственной уникальности и уникальности других, механизмам формирования стереотипов и предрассудков и способам их преодоления.

Большой вклад в понимание темы внесла А.К. Лукина, заведующая Кафедрой общей и социальной педагогики ИППиС СФУ, которая в интересной форме представила участникам тему культуры и межкультурного взаимодействия. В ходе интерактивной лекции прошла работа в группах по пониманию различий между разными поколениями и социальными слоями общества. Взрослые и дети, объединившись в группы, старались понять и описать образ жизни и ценностные ориентации молодежи, взрослого поколения, бедного, среднего и богатого классов. Удивительные открытия были сделаны и на индивидуальном уровне (некоторые дети и взрослые отметили, что стали лучше понимать эту проблему), так и на общегрупповом уровне. Так, среди общегрупповых открытий можно отметить следующее: разные поколения могут осуществлять одну и ту же деятельность, но иметь при этом разные интересы и смыслы. И наоборот, выполняя различные виды деятельности, представители разных поколений имеют в основе один и тот же интерес и смысл. В этом плане очень показательна ситуация с проведением досуга: тип деятельности один – досуг, а смысловая наполненность разная. Так, взрослые, говоря о досуге, имеют желание отдохнуть, расслабиться и набраться сил для следующего рабочего дня, а молодежь, вставая на сноуборд или роликовые коньки, самоутверждается, ищет единомышленников или свою вторую половинку. Другим ярким примером различий между поколениями стало суждение ученика МБОУ СОШ № 84 о разных каналах восприятия информации. Он говорит, «моя бабушка – читает, мама – смотрит, а я - слушаю». И пусть эти открытия не стали глобальными или имеющими большой вес для науки, но для участников первой тренинговой сессии стали большими шагами навстречу друг к другу и пониманию причин разногласий между разными категориями.

После этого, многие участники в своих ежедневных вечерних отзывах писали, что по-новому взглянули на культуру, ее составляющие и влияние на формирование мировоззрения людей. Это поможет им при общении с представителями различных культур, да и с членами своей семьи тоже.

Поднятые на лекции вопросы о стереотипах, нетерпимости и их влиянии на людей были освещены в рамках дальнейших тренинговых занятий и общегрупповых обсуждений. Отрадно было заметить, что многие ребята уже понимают смысл стереотипов и их негативных сторон. Но все же во время занятия на тему «Стереотипы», школьники узнали, как формируются стереотипы, в чем заключаются положительные стороны стереотипов, и вместе разработали механизмы преодоления стереотипного мышления. Для ребят это оказалось очень важным, поскольку выразить собственную индивидуальность и не потерять круг общения, по их мнению, это один из главных вопросов подросткового возраста.

Еще одной животрепещущей темой для ребят стали области проявления нетерпимости. В этом блоке звучали уже ранее проработанные проблемы межнациональных отношений, «отцов и детей», «богатых и бедных», были обозначены темы «большинства и меньшинства», «нетерпимости к инакомыслящим и асоциальным группам населения», но более всего сердца подростков затронули проблемы нетерпимости к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В этом модуле были использованы видеоматериалы сети Интернет и Красноярской региональной общественной организации родителей по защите прав детей с ограниченными возможностями «Открытые сердца». Ни одного ребенка не оставили равнодушными сюжеты о детях с ОВЗ! Ребята говорили о том, что раньше и не задумывались всерьез о проблемах таких людей, не понимали причины отстраненного отношения как со стороны людей с ОВЗ, так и со стороны здоровых людей. Ученики после этого блока работы отмечали, что осознали реальную незначительность различий между людьми и выразили большое желание внести личный вклад в помощь детям из организации «Открытые сердца».

Не менее захватывающее обсуждение развернулось и в группе педагогов во время дискуссии о формах проявления нетерпимости в школе. Многих педагогов интересовал вопрос о способах реагирования и предотвращения таких ситуаций. При общении стало понятно, что не все школьники, их родители, да и порой сами педагоги знают, как реагировать на случаи проявления нетерпимости, которые разворачиваются на их глазах. Зачастую преобладают игнорирование, уход от конфликта, решение ситуаций административно-карательным путем и другие традиционные способы. Помимо этого, группа педагогов постаралась понять, насколько толерантна среда их школы. Для того, чтобы это узнать, учителя начали обозначать маркеры толерантности в школьном укладе, в различных его областях. Были названы, например, отношения и ценности; символическая организация пространства; люди и структуры, к которым можно обратиться; предоставление мест для реализации каждого и инициатив каждого; школьное управление; широта образовательного пространства. Работа по данному направлению будет продолжена уже непосредственно в образовательных учреждениях.

Также в ходе тренинговой сессии были затронуты темы эффективных коммуникаций, работы в команде и методов сбора данных. В рамках игр на командообразование ребята учились взаимодействовать друг с другом, решать общую задачу коллективно, выслушивая друг друга и пробуя различные варианты выхода из необычных ситуаций. Школьники проявляли свои лидерские позиции и умение аргументировать свою точку зрения, вести переговоры. Уже после многие учащиеся отмечали ценность этого блока работы и говорили, что «общая идея «Алое Алое» для нескольких школ никогда бы не родилась, если бы не те командные упражнения, которые они успешно прошли накануне». Также в своих командных дневниках многие школы отмечали командную работу и игры на сплочение одним из достоинств этой тренинговой сессии.

По итогам такой интенсивной работы школьников и педагогов можно представить следующие продукты их совместной работы: идеи социально-полезных дел по работе с людьми с ОВЗ, по решению проблемы «отцов и детей», по развитию культуры толерантности воспитанников детских домов г. Красноярска (сетевой проект нескольких школ), детей из неблагополучных семей; разработанные планы школьных команд по запуску программы по развитию культуры толерантности; наработки педагогов по анализу степени толерантности школьного уклада!

Ребята и педагоги довольны участием в тренинговой сессии и полны энтузиазма для запуска программы по толерантности в своих школах!

Желаем удачи всем школьным командам!

 

Last modified on 29.03.2012 12:43

Материалы проекта

Материалы проекта

Архив

« Декабрь 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
 
   
К
О
Н
С
У
Л
Ь
Т
А
Ц
И
И